Argenta (serebro) wrote,
Argenta
serebro

мастер-классы

Побывала на мастер-классах Олдей (слушателем) и Громова (гхм, можно сказать, почётным слушателем…). Заметки делались, конечно, для себя, но вдруг ещё кому пригодится.
Общее впечатление: Олди тексты разбирают крайне скрупулезно. Плюсы: артистичное ведение мастер-класса :) ; каждый участник может рассчитывать, что его работа будет разобрана досконально; от частных особенностей текста не забывают выходить на общие закономерности. Минусы: смысловое содержание текста обычно остается за кадром (не читал – твои проблемы); очень много времени уходит на одну работу – в среднем около получаса.
Громов совсем не такой страшный, как сам себя малюет %) Плюсы: перед началом разбора пересказывается сюжетная линия; большое внимание уделяется особенностям стиля данного конкретного автора; четко рассчитывается время семинара. Минус: от частного к общему переходит редко (да метко :)

Итак, «пособие юному графоману» от Олдей в моем вольном пересказе :)

Миниатюра – жанр, который требует от автора придирчивого отношения к каждому слову. Всё лишнее, что, возможно, стерпел бы роман, в рассказе – а тем более в миниатюре – должно безжалостно резаться. Самый обычный сор – «жил», «был», «несколько», «там», «здесь», «уже», «же», «ещё». Союз «а» в начале предложения обычно не нужен. Неплохо считать частоту употребления «ж» в тексте, чтобы не утяжжжелять восприятие.
Часто возникают сложности с назывными местоимениями. Чтобы не повторять постоянно «он», в качестве вариантов: имя, профессия, характеристика внешности или возраста; наконец, есть еще и безличные предложения.
Для описания внешности используются не только глаза (классический грех начинающего автора), но и другие характерные детали. И хорошо бы их разбрасывать по тексту, чтобы образ постепенно становился ярче и выпуклее.
Надо помнить, что знаки препинания призваны отражать интонацию. Поэтому для соблюдения интонационных пауз неплохо бы читать текст вслух.
Слишком частые многоточия означают, что автор не знает, как развернуть предложение. И просто сдаётся: поставил многоточие и отскочил в сторону, как бы и не при делах %)
Даже в общей стилизации внимательный автор не забывает менять речь персонажей.
Пафос – это точечное средство, которое должно восприниматься как один, но сильный удар. Иначе читатель имеет дело с истерической личностью. При этом в пафосе нельзя допускать словесных ошибок: получается вдвойне смешно.
«Чернуха» в тексте может выступать в качестве инструмента, но не имеет права выступать целью. В качестве цели чернуха – тупиковый путь, ведущий в никуда.

Теперь полезное от Громова:
Начинающие авторы частенько грешат лишними, ничего не добавляющими сюжету характеристиками второ- и третьестепенных персонажей.
Информация через диалог вводится очень осторожно. Надо учитывать, нужно ли персонажам вообще об этом разговаривать. Не стоит писать диалоги только для того, чтобы читатель что-то понял: это ведет к искусственности.
Чтобы читатель как можно более полно воспринял авторскую картину, сам автор при письме должен видеть всё, как в пьесе: представлять обстановку, четко давать речь действующих лиц, и т.п..
Когда в тексте возникает выражение «какой-то», сразу возникает впечатление, что автор не видит, о чем собственно пишет.
Стоит воспользоваться советом Стивена Кинга, который советует перечитать для правки завершенную вещь не ранее чем через шесть недель.
Наконец, критерии оценки для Громова: 1) это должна быть фантастика; 2) история должна быть рассказана до конца.
Tags: чукча писатель
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments